Главная | О проекте | Контакты | Архив анонсов | Подписка | Форум | Проекты | Гостевая книга | Реклама | On-line магазин
ХРАМЫ ПЕТЕРБУРГА
Небесных Покровителей
Воинской Славы
Воинской Славы (разрушенные)
Значимые Храмы
Значимые Храмы (разрушенные)
Храмы Пригородов
Храмы Области
Митрополиты
Соборы
Монастыри
Домовые храмы
Приходские храмы

Сайт «Они защищали Отечество»



генеральный спонсор создания портала

информационные партнёры
Информационно-рекламная группа MPR Санкт-Петербург Экспресс Православный Паломник Городовой - новости Санкт-Петербурга
Православие является главным отличием русского народа. "Святой Русью" издавна называют нашу землю. Православие прочно привилось у нас потому, что вполне соответствовало мягкой, доброй душе русского человека.

Православная Церковь всегда действовала на особом поприще, отличном от поля деятельности государства, воздерживаясь от вмешательства в гражданские дела. При помощи Русской Православной Церкви выковалась государственность русского народа и сложилось Русское Царство, а сейчас поднимается и начинает вновь развивается Россия.

Православие оказало основополагающее влияние на развитие искусства и народного творчества, что особенно проявилось в архитектуре и церковной живописи, которые полны подлинного своеобразия.

Православная архитектура возникла на Руси вместе с принятием Крещения в X в. и имела византийские корни. Готический архитектурный стиль у нас не привился. В России в целом сложилась собственная оригинальная архитектурная традиция.

Под влиянием православия живопись первоначально являлась иконописью, подчиняясь строгому порядку Церкви. Живописцами были в основном монахи. Для них искусство было святым делом, к которому они готовились постом и молитвою.

В XVI и XVII вв. иконопись перешла в руки светских людей, появились иконописцы Строгановской и Новгородской школы, а так же царские иконописцы. Но главный характер живописи оставался прежним. Только со времен патриарха Никона появляется что-то похожее на современную живопись.

Может показаться, что влияние Церкви на светскую живопись у нас было неблагоприятное. Но это не так. В русской школе живописи возникло свободное направление, которое не отвергало естественности в искусстве и восприняло уроки западной живописи. Влияние Церкви в этом направлении не было сдерживающим. Одновременно с развитием образования наши художники взялись за исторические предания древней Руси. Они оценили эти предания по достоинству и под их влиянием представили оригинальные и недосягаемые даже для самого Запада образцы своего искусства. В качестве примера можно привести иконы и религиозные картины, написанные такими известными художниками как Васнецым, Крамским и другими. Знатоки говорят, что лик Божьей Матери, исполненный Васнецовым, имеет значительное сходство со значительно более ранними Ее иконописными изображениями.

До октябрьского переворота 1917 года столица Российской империи впечатляла приезжих, особенно иностранцев, обилием храмов самых различных вероисповеданий, прежде всего, православных. C одной стороны, это свидетельствует о том, что Санкт-Петербург был классическим городом самой широкой веротерпимости, а с другой стороны, что он с самого начала был городом православным, столицей великого православного государства.

Хотя в отличие от старых русских городов в Петербурге было сравнительно немного приходских церквей, их недостаток восполнялся множеством храмов, принадлежащим различным ведомствам, учреждениям, учебным заведениям больницам, а также домовых церквей. Но и приходских храмов, с имеющимися при них часовнями, на начало 1917 г. было не менее 700.

Храмы были не только центрами духовной жизни населения Петербурга. Чаще всего это были замечательные памятники архитектуры и изобразительного искусства, которые играли важную градообразующую роль. Они как бы притягивали к себе прямые проспекты и улицы, соединяли в единое целое разные районы города. Среди выдающихся архитекторов, создававших петербургские храмы, мы видим Д.Трезини, Б.Ф.Растрелли, А.Ринальди, С.Чевакинского, Ю.М.Фельтена, И.Е.Старова, А.Н.Воронихина, В.П.Стасова, К.А.Тона, О.Монферрана, А.М.Горностаева, А.А.Парланда, В.А.Косякова и многих других.

Имена не всех из названных архитекторов хорошо известны сегодня. Целый ряд архитекторов, вместе с созданными ими храмами, были старательно вычеркнуты из памяти людей в период беспрецедентной "борьбы с религией". С разной степенью накала, эта борьба упорно и последовательно проводилась в нашей стране в 20-е - 80-е годы XX в. Целый ряд храмов, созданных архитекторами А.Ринальди, Ф.И.Демерцовым, А.Д.Захаровым, К.А.Тоном, М.Е.Месмахером, Р.И.Кузьминым и многими другими, полностью утрачен.

Поводами для уничтожения того или иного храма были и "упадочность", и "реакционность" стиля, и "безобразность" внешнего облика храма, и "идейная вредность" самой идеи, по которой храм был построен (например воспевание "российского милитаризма"). Храмы сносили из-за возведения на их месте станций метро или очередного памятника вождю, и даже из-за помехи трамвайному движению. Но за всем этим скрывалась главная причина - стремление вычеркнуть из памяти людей их историческое прошлое, а из их сердца - все, что хоть как-то связано с верой в Бога.

Вместе с храмами уничтожались и наименования площадей и улиц, названных в честь храмов. Троицкая площадь стала площадью Революции, Знаменская площадь - площадью Восстания, Благовещенская - площадью Труда. Введенская улица сначала стала улицей Розы Люксембург, а затем Олега Кошевого, Казанская улица - улицей Плеханова. Исаакиевская площадь долгое время именовалась площадью Воровского, Владимирский проспект и Владимирская площадь - проспектам и площадью Нахимсона.

Однако горожане помнили старые наименования улиц и площадей, связанных с храмами, и отказывались принимать новую топонимику. В 1944 г. двадцати улицам площадям и проспектам северной столицы были возвращены их исторические названия, в том числе Невскому проспекту, именовавшемуся до того "Проспектом 25 октября". В этот же период на короткое время прекратились неслыханные гонения на Церковь, верующим были возвращены некоторые храмы. Но с начала пятидесятых годов снова проходит компания по переименованиям улиц, а с конца пятидесятых возобновляется процесс закрытия и уничтожения храмов. Только в конце восьмидесятых годов начинается серьезный и глубокий поворот к тому, что принято называть историческими корнями. Восстанавливаются и возвращаются верующим старые храмы, строятся новые, постепенно возрождается историческая топонимика.

Конечно, не все храмы Санкт-Петербурга играли одинаково значительную роль в истории города, его духовной жизни. Естественно также, что их известность за пределами Петербурга была различна. Поэтому хотелось бы, прежде всего, отметить те храмы, которые играли наиболее существенную роль в истории Санкт-Петербурга, служили важнейшими вехами в истории столичного градостроительства, пользовались широкой известностью по всей стране.

Все они расположены в центральной исторической части города, на его основной магистрали Невском проспекте или в непосредственной близости от него, а также в тех районах города, которые в прошлом имели перспективу стать центром столицы. Это южная часть Петербургской (ныне Петроградской) стороны и Васильевский остров.

Между этими храмами существует глубокая историческая связь и практически полностью отсутствует элемент "случайности" в их появлении на территории столицы. Они связаны с именами святых покровителей Петербурга, великими событиями, сопровождавшими рождение новой столицы и, конечно же, с именем и деяниями великого основателя города - Петра I. Очень часто все эти особенности органически сочетаются в том или ином храме.

С точки зрения художественно-архитектурной, все это наиболее яркие, впечатляющие, запоминающиеся красотой и размерами здания города. Большинство из них были и остаются градообразующими центрами Санкт-Петербурга. Это, прежде всего, Петропавловский собор на Заячьем острове - первом историческом центре столицы, Исаакиевский собор, расположенный рядом с Адмиралтейством - новым историческим центром. Многое роднит эти храмы. Это самые высокие здания Санкт-Петербурга: Петропавловский собор имеет высоту 122,5 метра, Исаакиевский - 101,5 метра. Оба они связаны с именем Петра Великого: один храм построен во имя небесного покровителя царя - святого апостола Петра, другой - во имя святого Исаакия Далматского, день памяти которого приходился на день рождения Петра I. Удивительно, что оба храма менее других пострадали от варварского грабежа в недавнее лихолетье и более полно сохранили свой исторический интерьер, чем другие церкви.

Некоторые храмы центральной части города являлись духовными центрами и архитектурными доминантами больших районов. Это Казанский собор, Успенская церковь ("Спас на Сенной"), Владимирская церковь, храм Рождества Христова на Песках, Троицкий собор лейб-гвардии Измайловского полка, Николо-Богоявленский собор и целый комплекс храмов во главе с Троицким собором Свято-Троицкой Александро-Невской лавры.

Казанский собор - духовный центр и архитектурная доминанта бывшей Казанской части города, Владимирская церковь играла такую же роль в Московской части, Троице-Измайловский собор - в Нарвской части, Троицкий собор лавры - в Александро-Невской части. Все они хорошо сегодня известны не только петербуржцам, но и многим гостям Северной столицы.

Но Рождественская церковь (на Песках), построенная по проекту архитектора В.Е.Егорова в 1798 г. и являвшаяся градообразующим центром Рождественской части, была снесена в начале 60-х годов. Успенская церковь ("Спас на Сенной") - градообразующий центр Спасской части (архитектор А.В.Квасов, 1765 г.) также утрачена (находилась на месте нынешней станции метро "Сенная площадь"). Без них исторический центр города заметно потускнел. В настоящее время обсуждается возможность восстановления Успенской церкви на Сенной площади.

Но даже по тем храмам, которым удалось избежать разрушения и гибели, можно составить представление о красоте православного Петербурга. И ранее, и в наши дни люди, пребывающие в Петербург из разных концов России и Европы, ставят наш город на уровень, а часто и выше самых знаменитых мировых столиц, славящихся своими храмами. Не случайно в мировом рейтинге туристической привлекательности городов мира Санкт-Петербург занимает почетное восьмое место.

Вот как описывал свое прибытие в Петербург в 1858 г. известный французский писатель и эссеист Теофиль Готье: "Медленно вставал прекрасный силуэт Санкт-Петербурга. Золото куполов и шпилей сияло на самой богатой, самой изумительной диадеме, которую когда-либо мог нести город на своем челе. Вот и похожий на тиару Исаакиевский собор меж четырех колоколен вознес свой золотой купол, на Адмиралтействе взметнулась сияющая стрела, церковь Михаила Архангела по-московски округлила свои купола, ... а далее засверкало металлическими отблесками множество колоколен". Заметим, что упоминание здесь Адмиралтейства вполне уместно. Ведь в его здании находился собор святого Спиридона Тримифунтского - главный храм российского флота.

Календарь событий
Святыни Санкт-Петербургской Митрополии
Краткие Сведения о Митрополии
Хроника Постройки Важнейших Храмов
Полезная Информация
Паломнические службы и турфирмы
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Россия и СНГ
Святая Земля
Дальнее Зарубежье
Зарегистрироваться
Войти в систему
Личный кабинет
рублей Яндекс.Деньгами
на счёт
41001176289996
(ПЕТЕРБУРГ ПРАВОСЛАВНЫЙ)


Rambler's Top100
© www.spbreligion.ru
    Проект, текст. 2003 г.
© Дизайн и программирование
    Creative.Solutions